суббота, 2 марта 2013 г.

Нотная грамота: запись нот.

Ноты

Вы не поверите, но нот 7. А именно:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си 


Теперь посмотрим, как они выглядят на клавиатуре фортепиано:


- Но на этом ведь фортепиано не заканчивается! - скажете вы.
- Какой вы капризный! - скажу я.
Ну ладно, показываю всю клавиатуру.


Так вот, если вы что-то там разглядите, то увидите, что все начинается нотой До, за ней идут все остальные 6, а затем... снова До. И снова остальные 6. Занудство...

Но, согласитесь, это было бы слегка не удобно, если бы для того, чтоб что-то сыграть что-то на пианино, вам предстояло бы сначала разобраться в такой записи: «28 клавиша одновременно с 36, а правой рукой в этот момент 56 клавиша с плавным переходом на 43.» Я уже молчу про саксофон... «Зажмите кнопочку с бока, ту, которая чуть поменьше самой большой и дуйте 3 секунды.» Как-то глупо... Именно для этого придуманы ноты. Но для того, чтобы ими пользоваться, нужно знать, что означает каждая нота.


Скрипичный ключ


Вот это кривая штучка и называтся скрипичным ключом. Другое его название «Ключ Соль». Название это не случайно, ровно как и нотка, стоящая рядом.

Тест на логику:

Как называется нотка, что стоит рядом с ключом Соль и на той же линеечке, откуда начинается ключ Соль?

                          А. Фа. B. Ля.
                          C. Соль. D. Эээ... Почему такие трудные вопросы?

Очень хочется верить, что вы все таки ответили В., что это нота Соль. Следующее, что вам необходимо сделать — это запомнить, что на второй линеечке находится Соль.


Нотный стан

Теперь посмотрим, как ноты вообще могут распологаться на нотном стане. Ах, да! Я ж еще не рассказал, что такое нотный стан. По своей сути, нотный стан, это 5 никому не нужных линеечек, на которых особые умники как-то еще умудряются записывать ноты.


А ноты могут располагаться НА линеечках (например, Соль) и МЕЖДУ линеечек. Но так как 5 линеечек — это очень мало, часто дописываются, так называемые, «добавочные линейки».



Запись нот

А теперь посмотрим на звукоряд нот от До до До.(всегда любил, когда так учительница говорила: «До до До». Хотелось спросить, не к нам ли дятел залетел. =))



Здесь мы видим, что ноты идут одна за другой, то есть: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До и т.д., при этом постоянно поднимаясь по пол-линейке вверх, то есть: на линейке, между, на, между... В качестве одного из вариантов, на первое время можно распечатать подобный звукоряд и просто сравнивать искомые ноты с теми, что написаны на этом звукоряде. Например, увидели непонятную закорючку на третьей линейке, посмотрели в распечатанный листик, нашли подобную закорючку на третьей линейке - ага, это нота си. И в этом месте главное сделать умный вид и поправить очки.

И, наконец, то, к чему мы шли так долго, упорно: алгоритм нахождения нот.

  1. Находим, где бы находилась нота Соль.
  2. Сравниваем, где находится искомая нота.
  3. Если нота находится выше ноты Соль, то от Соль по пол-линеечки отсчитываем ноты вверх до нужной нам ноты.
  4. Если ниже, то так же от Соль по пол-линеечки отсчитываем вниз в обратном порядке.
  5. Дойдя до нужной ноты останавливаемся и с удивлением замечаем, что мы нашли то, что нужно. Или с еще большим изумлением узнаем, что мы где-то ошиблись.



Пример



Возьмем эти 4 нотки в качестве примера. И действуем примерно по следующей схеме:


  1. Вспомним, что нота Соль находится на второй линеечке. Поставим карандаш в то место, где она должна быть, можно даже нацарапать на экране.
  2. Теперь найдем, что за первые 4 ноты тут написаны.
  3. Видим, что первая нота находится ниже, чем воображаемая Соль. А значит этим же карандашом ведем по пол-линеечки вниз и проговариваем про себя: Соль (вторая линеечка), Фа (между первой и сторой линеечкой), Ми (первая линеечка). Да! Первая нота Ми!
  4. Следующую найдите сами, считая теперь уже вверх от Соль. Считать надо будет долго... У вас должна получиться Ля.
  5. Если вы не идиот, и если я не идиот, то следующая нота... Соль!
  6. Тут уже сложнее. Считаем от второй линейки: Соль, Ля (между второй и третьей), Си (на третьей), До (между третьей и четвертой) ииии Ре!!! We did it!



См. также

  1. Нотная грамота: запись нот
  2. Нотная грамота: тон/полутон
  3. Нотная грамота: диез/бемоль/бекар
И конечно же, слушаем замечательную музыку!





Автор статьи: Александр Картышев

Комментариев нет:

Отправить комментарий