четверг, 25 апреля 2013 г.

Нотная грамота: диез/бемоль/бекар


Знаки альтерации

Есть три основных знака альтерации в музыке. Альтерация (от латинского alterare - "изменять") подразумевает под собой повешение или понижение высоты звука, без изменения его названия. Так вот, о чем я? Ах да, три основных знака альтерации - диез, бемоль и бекар.

Для начала несколько важных правил:

  1. Диез - повышает ноту на пол-тона.
  2. Бемоль - понижает ноту на пол-тона.
  3. Бекар - отменяет знак бемоль и знак диез.
  4. Каждый из этих знаков действует на стоящую рядом ноту до конца такта. Ни больше, ни меньше.





Диез

Повторяю еще раз - диез повышает ноту на пол-тона. На примере на картинке мы видим, что нота фа стала нотой фа диез, благодаря знаку диеза (#) перед ней. Это означает, что на клавиатуре фортепиано надо взять черную клавишу, которая находится справа от белой клавиши.


Теперь посмотрим, как осуществляется правило №4, то есть правило о том, что знак альтерации действует на ноту на протяжении всего такта.


Мы видим, что рядом с третьей нотой (нота фа) стоит диез. Это означает, что теперь до конца такта все ноты фа будут не просто фа, а фа диезом. Но со следующего такта она снова станет фа. Как будет выглядеть эта последовательность нот в конечном счете: фа, соль, фа диез, ми, фа диез, фа диез, соль, фа диез, фа, соль, ми. Не пытайтесь это сыграть, в этом нет никакого смысла.


Бемоль

Повторяю еще раз - бемоль понижает ноту на пол-тона. На примере на картинке мы видим, что нота ля стала нотой ля бемоль, благодаря знаку бемоль (b) перед ней. Это означает, что на клавиатуре фортепиано надо взять черную клавишу, которая находится слева от белой клавиши.


Теперь посмотрим, как осуществляется правило №4, то есть правило о том, что знак альтерации действует на ноту на протяжении всего такта.


Мы видим, что рядом с третьей нотой (нота ля) стоит бемоль. Это означает, что теперь до конца такта все ноты ля будут не просто ля, а ля бемоль. Но со следующего такта она снова станет ля. Как будет выглядеть эта последовательность нот в конечном счете: ля, си, ля бемоль, соль, ля бемоль, ля бемоль, си, ля бемоль, ля, си, ля бемоль. Не пытайтесь это сыграть, в этом нет никакого смысла.


Бекар

Повторяю еще раз - бекар отменяет все предыдущие повышения и понижения ноты. С его смыслом проще разобраться на примере.


Мы видим, что рядом с третьей нотой (нота ля) стоит бемоль. Это означает, что теперь до конца такта все ноты ля будут не просто ля, а ля бемоль. Но мы видим, что около 6 ноты стоит знак бекар. Это означает, что теперь до конца такта все ноты ля станут снова просто ля без каких-либо знаков. Как будет выглядеть эта последовательность нот в конечном счете: ля, си, ля бемоль, соль, ля бемоль, ля, си, ля, ля, си, ля. Не пытайтесь это сыграть, в этом нет никакого смысла.


Знаки при ключе


Часто встречается, что знаки альтерации стоят при скрипичном ключе в начале произведения. Посмотрим на картинку, что дана выше. Если мы посчитаем, то два знака диеза стоят на том месте, где стоят ноты фа и до. Это обозначает, что до конца произведения (если эти знаки нигде не будут отменены) все фа будут фа диезом, а все до будут до диезом. При чем независимо от того, какой октавы будут эти фа и до. Пример:


В примере мы видим, что при скрипичном ключе диезы стоят в том месте, где находятся фа и до. Значит все фа и до будут с диезами, хоть и писаться без них. Но 7 нота стоит с бекаром, а значит до конца такта эта нота так и будет с без всяких повышений и понижений. Тогда, как обычно, по порядку: фа диез, ми, до диез, фа диез, ми, до диез, фа, фа, фа диез, ми, до диез.

См. также

  1. Нотная грамота: запись нот
  2. Нотная грамота: тон/полутон
  3. Нотная грамота: диез/бемоль/бекар
И конечно же, слушаем замечательную музыку!






Автор статьи: Александр Картышев

Комментариев нет:

Отправить комментарий