среда, 14 ноября 2012 г.

Компрессор

Вступление

Компрессор представляет собой устройство, которое выравнивает динамический диапазон трека, если говорить умными словами. Если не очень умными, то просто в тот момент, когда громкость сигнала превышает какое-то значение, компрессор ослабляет этот сигнал, тем самым делая меньшую разницу между самым тихим и самым громким сигналом в треке.


Управление компрессором

Рассмотрим основные параметры компрессора на примере компрессора C1 от компании Waves:

Компрессор C1


Для начала самые основные параметры которые есть на всех компрессорах без исключения:

Threshold - (порог) - устанавливает то значение, превышая которое сигнал будет ослабляться. Как если бы вы стояли за микшерным пультом, и в тот момент, когда вокалист бы начинал петь громче, чем вам хотелось бы, вы бы уменьшили громкость микрофона на микшерном пульте.
Ratio - (степень компрессии/соотношение) - устанавливает соотношение громкости сигнала до и после компрессии. Например, значение 2:1 означает, что сигнал, превышающий порог, будет ослаблен в 2 раза. Например, если сигнал превысил уровень порога на 10 dB, то после компрессора это превышение составит всего 5 dB. Если на 4 dB, то после компрессора на 2 dB и так далее. При соотношении 10:1 и больше компрессор уже становится практически "лимитером", так как уровень сигнала на выходе не будет превышать порогового уровня.

Compressor Ratio

Attack - (время атаки) - время, в течении которого компрессор начинает ослаблять сигнал, после того, как тот превысил порог. Если опять же связывать с микшерным пультом и вами, то это время вашей реакции на то, что вокалист начал петь громче, чем хотелось бы. Обычно выражается в миллисекундах.
Release - (время спада) - время, в течении которого продолжается ослабление сигнала после того, как тот упал ниже порогового уровня. Обычно выражается в миллисекундах. Связывая с микшерным пультом - это то время, в течении которого вы вернете рукоятку громкости на прежнее значение, после того, как вокалист снова стал петь тише.

Дополнительные параметры:

Makeup - повышает громкость всего сигнала в целом после компрессии, тем самым компенсируя потерю громкости во время компрессии.
PDR - (Program Dependent Release) - устанавливает время спада, которое будет зависеть от содержания трека. Допустим, PDR стоит на значении 150 мс. Это значит, что для транзиентов короче 150 мс время спада будет уменьшаться, для транзиентов длиннее 150 мс время спада будет таким, как это установлено в значении Release.
Knee - устанавливает характер компрессии на пороговом уровне. Чаще всего имеет значения Hard, Medium и Soft.
Compressor Knee


Thrust - устанавливает частотную характеристику компрессии. При значении Norm все частоты компрессируются одинаково. При значении Med высокие частоты компрессируются немного сильнее, чем средние, а низкие немного слабее. Примерно то же самое мы видим при значении Loud.
Compressor Thrust



Основные принципы компрессии

Для каждого случая имеется свой алгоритм компрессирования. Но если вы до этого никогда не пользовались компрессором, то можете попробовать сделать все по следующим пунктам:


  1. Установите порог компрессии так, чтобы только пики сигнала превышали его.
  2. Установите степень компрессии на 4:1 для баса, 2:1 для ударных и голоса; и от 2:1 до 6:1 для гитар.
  3. Установите короткое время атаки (< 6 мс) для резких звуков (например голос в репе) и длиннее для более певучих звуков.
  4. Установите длинное время спада, если хотите компрессированный сигнал сделать более натуральным. (~100 мс)
  5. Установите уровень make-up так, чтобы сигнал звучал на такой же громкости, как до компрессии.



Автор статьи: Александр Картышев.